26.11.2007 | Создаваемый технопарк в Новосибирске будет являться одним из крупнейших комплексных градостроительных проектов в азиатской части России, - сказал Сергей Иванов

В начале ноября в Москве состоялись мероприятия, посвященные 70-летию Новосибирской области. В частности, на вопросы журналистов о перспективах развития экономики области и возможных точках роста ответил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Иванов.

— Какая роль в сфере развития отечественных высоких технологий будет отводиться технопарку, который создается в новосибирском Академгородке?

— Создание технопарка в Академгородке проводится в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Новосибирская область с учетом ее промышленного и научного потенциала изначально была определена в качестве одного из «пилотных регионов» для реализации данной программы, и, к вашему сведению, создаваемый технопарк будет являться одним из крупнейших комплексных градостроительных проектов в азиатской части России.
Думаю, именно на примере этой работы в вашей области, проецируя ее и на другие субъекты Федерации, можно уже сегодня предметно говорить обо всех наиболее актуальных проблемах, связанных с созданием в нашей стране технопарков в сфере высоких технологий.
Прежде всего это касается выработки согласованной позиции, отвечающей интересам как федеральных и региональных властей, так и бизнес-сообщества. Напомню, что софинансирование строительства объектов технопарков предусмотрено в равной пропорции из средств как федерального, так и региональных бюджетов, а для формирования деловой инфраструктуры планируется активно привлекать средства частных инвесторов. Если говорить применительно к данному технопарку, то свое желание стать его резидентами уже изъявили свыше 80 компаний. В их число входят в основном местные компании малого инновационного бизнеса, а также научно-исследовательские подразделения и филиалы транснациональных корпораций, среди которых такие, как Intel, Schlumberger, Siemens. Запланированное финансирование проекта составит почти 22 млрд рублей.
Основным инвестором проекта выступает компания «РосЕвроДевелопмент», которая обязуется вложить в строительство 15 млрд рублей (83%), остальная же часть будет профинансирована за счет средств государственного и областного бюджетов. Кроме того, компания выразила свою заинтересованность в активном участии в создании не только имущественного и инфраструктурного комплекса технопарка, но и в системе управления зоной резидентов, бизнес-инкубатором и комплексом ключевых сервисов для компаний-резидентов.
После завершения всех строительных работ к 2012 году количество компаний-резидентов технопарка составит около 200, из которых 10 будут крупными компаниями, 25 — средними и 165 — малыми. Основными направлениями их деятельности станут нанотехнологии, информационные технологии, биомедицина, силовая электроника, приборостроение.
Это будет способствовать развитию наукоемкого бизнеса в регионе, что, кстати, является основной целью проекта. Приведу несколько цифр. Планируется, что в результате реализации проекта годовой объем продаж продукции и услуг к 2012 году должен увеличиться до 20 млрд рублей, а годовой объема экспорта — до 5,2 млрд рублей.
В целом, подытоживая сказанное, могу отметить, что создание технопарков — это требование времени. Мы отдаем себе отчет в том, что сырьевая экономика — экономика природной ренты — не гарантирует России достойного места в мире. Поэтому сейчас, когда у нас имеются и финансовые, и производственные возможности, а также определенный научный задел для ее диверсификации, мы просто обязаны воспользоваться предоставленным шансом.
При этом, как показывает мировой опыт, успех структурной перестройки экономики напрямую связан с эффективностью применения самых передовых научно-технических достижений и активностью государственной политики, направленной на их поддержку и освоение.
Если же говорить о потенциале Новосибирской области как точке роста в системе инновационного развития российской экономики и наук, то можно отметить, что за последние годы областной администрации совместно с Сибирским отделением РАН и другими партнерами удалось организовать системную работу по формированию и развитию научно-технической и инновационной деятельности.
Есть позитивные сдвиги и в создании системы эффективного трансфера разработок и технологий с целью производства на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Развивается и инфраструктура инновационной деятельности. В 2003 году указом президента РФ поселку Кольцово присвоен статус наукограда и начата реализация программы его социально-экономического развития. Кроме того, совместными решениями заинтересованных административно-научных структур созданы ассоциации фирм наукоемкого бизнеса — «Сибакадемсофт» и «Сибакадеминновация», — позволяющие успешно осуществлять координацию работ малых фирм по инновационной деятельности и решать социальные вопросы.
Другим важнейшим направлением повышения научно-технического потенциала области является совершенствование системы подготовки и закрепления научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса.
Но принимаемые меры по подготовке кадров, естественно, были бы малоэффективны без создания достойных условий работы и жизнедеятельности ученых и специалистов.
Скажу больше: планы инновационного развития не будут реализованы, если не будет развиваться социальная сфера, особенно жилищный комплекс. Проблема в первую очередь связана с притоком молодых исследователей и сменой поколений. Поэтому в рамках проекта программы развития территорий с высоким научно-техническим, инновационным и образовательным потенциалом этому вопросу в ближайшее время будет уделено особое внимание.
Дальнейшее наращивание инновационного потенциала Новосибирской области и в целом Сибирского региона должно обеспечить создание на базе Сибирского отделения РАН мощного научного комплекса.
Комплекса, способного работать в современных условиях и обеспечить качественно новое развитие производительных сил Сибири за счет достижения прорыва в ряде наиболее перспективных технологий, ускорение не менее чем в три раза процесса внедрения научных разработок в реальный сектор экономики и социальную сферу, создание системы формирования и продвижения молодых научных кадров.
По мере отработки механизмов функционирования территории инновационного развития в новосибирском Академгородке и накопления опыта можно в перспективе приступить и к созданию аналогичных территорий в Томске, Красноярске, Иркутске, где имеются мощные образовательные и научные центры.

— Новосибирская область — крупнейший транспортный узел в центре России. Одна из задач перспективного социально-экономического развития — создание многофункционального транспортного комплекса, включающего воздушный, речной, железнодорожный и автотранспорт. Как вы оцениваете сотрудничество администрации Новосибирской области с бизнесом и федеральными органами власти в решении этой задачи?
— 1 июня этого года при посещении Новосибирска в рамках рабочей поездки в Сибирский федеральный округ я проводил совещание по вопросам развития транспортного комплекса Новосибирской области.
Эта задача имеет особую актуальность. Ее решение во многом предопределяет не только успех реализации проектов социально-экономического развития региона, но и эффективность функционирования всей транспортной инфраструктуры страны.
И это не преувеличение. Новосибирск относится к числу наших крупнейших транспортных центров, органически вписывающихся в систему международных транспортных коридоров. Естественно, в месте пересечения воздушных, речных, железнодорожных и автомобильных трасс должен действовать современный многофункциональный транспортный комплекс.
Как известно, работы в этом направлении уже ведутся. Только в текущем году на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры области из федерального бюджета выделено почти 4 млрд рублей.
Средства, сами понимаете, немалые. Эффективность их реализации напрямую зависит от четкой координации деятельности всех участников этой широкомасштабной работы.
Именно согласованность действий на федеральном и региональном уровнях, а также вопросы партнерства государства и бизнеса были в числе ключевых тем совещания в Новосибирске.
Ну а что касается вопроса об оценке сотрудничества администрации области с федеральными органами власти и бизнесом в сфере развития транспорта, то, отвечая на него, хочу повторить уже сказанное мною по поводу НАПО имени Чкалова: любая деятельность оценивается прежде всего по конкретным результатам.
В настоящее время в области реализуется сразу несколько транспортных проектов.
В авиационном комплексе это создание регионального хаба на базе аэропорта Толмачево. В рамках данного проекта на развитие аэродромной части и строительство инфраструктурных объектов в течение 10 лет будет потрачено 15 млрд 700 млн рублей. Из них 12 млрд инвестирует группа «Промышленное развитие», около 3 млрд поступит из федерального бюджета и 612 млн предоставит область в виде налоговых льгот и субсидий по банковским кредитам.
Самый крупный региональный автодорожный проект — строительство северного обхода Новосибирска — автомобильной дороги Омск-Новосибирск с мостовым переходом через реку Обь у поселка Красный Яр. Стоимость строительства первой очереди — почти 11 млрд рублей. Движение по этому участку планируется открыть в 2009 году. Ввод в эксплуатацию этой автодороги позволит снять с дорожной сети города такую нагрузку, как транзитный транспорт, и, следовательно, повысить комфортность и безопасность движения, улучшить экологическую обстановку. Не менее важным является строительство дороги, дублирующей Чуйский тракт на участке Новосибирск-Линево. Эта дорога протяженностью 101 км с 11 мостами, 14 путепроводами и 7 двухуровневыми транспортными развязками разгрузит федеральную автотрассу. Начало строительства планируется с 2010 года.
Аналогичные меры по повышению экономической эффективности и, что не менее важно, социальной комфортности принимаются на водном и железнодорожном транспорте области.
В завершение хочу отметить, что комплексное развитие новосибирского транспортного узла — это своего рода пилотный проект. Здесь будут опробованы технологические и организационные подходы, которые в дальнейшем можно применять при создании других мультимодальных транспортных узлов как в Сибири, так и России в целом.

"Континент Сибирь", 26 ноября 2007

Министерство Финансов РФ повысит ставку на временный доход (ЕНВД).
29.09.2016
Работодатель обещает зарплату 300 тысяч.
28.09.2016
В лаборатории будут работать школьники и студенты.
27.09.2016
Геолог и физик стали победителями конкурса, проводимого правительством РФ.
22.09.2016
Задолженность по зарплате снизилась втрое.
19.09.2016
Правительство Красноярского края провело совещание на тему поддержки малых и средних инновационных предприятий региона.
16.09.2016
Фестиваль сладостей пройдёт в Новосибирске.
13.09.2016
Новосибирская область вошла в число пилотных регионов страны, в которых будет проводиться работа по формированию новой национальной системы квалификаций для всех отраслей экономики.
09.09.2016
Акция прошла в Новосибирске и Санкт-Петербурге.
05.09.2016